РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы

на постановление о наложении штрафа

№АГ/53445/15

«30» сентября 2015 г.
г. Москва

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин А.Н., рассмотрев материалы жалобы на постановление от 04.08.2015 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-04-15/17 в отношении
ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (место нахождения: 183001, Мурманская область, город Мурманск, улица Траловая, 12; ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; КПП 519001001; дата регистрации в качестве юридического лица — 14.02.2006), в отсутствие законного представителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения Жалобы, в присутствии защитника XXXXXXXXXXXXX (по доверенности от 25.09.2015 № 01-03/59),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступила Жалоба (вх. от 27.08.2015 № 89507/15), по результатам рассмотрения которой установлено следующее.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по делу № 05-03-14/28 от 31.12.2014 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Решение) в действиях Открытого акционерного общества «Мурманский морской рыбный порт» (место нахождения: 183001, Мурманская область, город Мурманск, улица Траловая, 12; ИНН 5190146332; ОГРН 1065190013107; КПП 519001001; дата присвоение ОГРН 14.02.2006) (далее: ОАО «ММРП»; Общество) установлен факт нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуг по погрузке и выгрузке в морском порту в географических границах территории ОАО «ММРП» путем нарушения установленного Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 «Об утверждении тарифов на услуги в морском порту, оказываемые ОАО «ММРП» порядка ценообразования в части применения ОАО «ММРП» повышающих коэффициентов к утвержденным тарифам на услуги порта по погрузке и выгрузке в зависимости от условий оказания услуг.

Предписанием от 31.12.2014 по делу № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Предписание) ОАО «ММРП» определено устранить нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем совершения следующих действий: прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по погрузке и выгрузке в морском порту в географических границах территории ООАО «ММРП» путем прекращения применения повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 тарифам на услуги порта по погрузке и выгрузке в зависимости от условий оказания услуг.

Решение и Предписание ОАО «ММРП» не оспаривались.

Предписание ОАО «ММРП» исполнено, что подтверждается Распоряжением № 02р «О приостановлении применения некоторых повышающих коэффициентов к тарифам Порта» от 22.01.2015.

Основным видом деятельности ОАО «ММРП» является транспортная обработка грузов.

Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях) определены правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации.

Статьей 3 Закона о естественных монополиях определено, что под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

ОАО «ММРП» является субъектом естественных монополий в сфере услуг транспортных терминалов, портах и аэропортах. Приказом ФСТ России от 21.05.99 № 2/к-1-р Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте (раздел  услуги в портах и (или) транспортных терминалах, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей).

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ОАО «ММРП» занимает доминирующее положение на рынке услуг морского порта, оказываемых на территории ОАО «ММРП». 

Статьей 6 Закона о естественных монополиях определено, что органами регулирования естественных монополий в качестве одного из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее — Постановление № 293) утверждены Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В соответствии с пунктом 5 Постановления № 239, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Пунктом 7 Постановления № 239 определено, что тарифы устанавливаются в виде фиксированных (предельных максимальных или минимальных) ценовых ставок тарифов. Фиксированные (предельные максимальные или минимальные) ставки тарифов могут устанавливаться как в виде абсолютных значений, так и в виде индексов к действующему уровню тарифов. Минимальная величина тарифов должна обеспечивать покрытие расходов субъектов регулирования на оказываемые услуги с учетом объема этих услуг.

В перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством включены, помимо прочего, погрузка и выгрузка грузов; услуги буксиров, услуги хранения грузов.

Приказом ФСТ РФ от 15.08.2008 № 146-т/9 «Об утверждении тарифов на услуги в морскому порту, оказываемые ОАО «ММРП» (далее  – Приказ ФСТ
№ 146-т/9), утверждены тарифы на погрузку и выгрузку грузов, на хранение грузов, тарифы на услуги буксиров, а также правила применения указанных тарифов ОАО «ММРП».

Учитывая положения части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции,
ОАО «ММРП» занимает доминирующее положение на товарных рынках:

- услуг по погрузке и выгрузке грузов в морском порту в географических границах территории ОАО «ММРП»;

- услуг хранения грузов в морском порту в географических границах территории ОАО «ММРП»;

- услуг буксиров в морском порту в географических границах территории ОАО «ММРП».

Правила применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые ОАО «ММРП» (далее – Правила применения тарифов на погрузку и выгрузку), закреплены Приложением № 4 к Приказу ФСТ № 146-т/9.

Согласно пункту 1.1 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, тарифы применяются для расчетов за погрузку и выгрузку, хранение грузов, осуществляемые ОАО «ММРП».

В силу пункта 1.3 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, тарифы являются предельно максимальными.

При заключении договоров с клиентами порт вправе применять тарифы на уровне или ниже предельного максимального уровня (пункт 1.4 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку).

В соответствии с пунктом 1.6 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, тарифы рассчитаны на нормальное состояние груза по физическим, химическим и другим признакам, а также нормальное состояние тары.

Согласно пункту 1.7.1 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от вида перевозок грузов тарифы классифицируются на:

тарифы по экспорту - для грузов, отправляемых из Порта за границу и прибывших сушей;

тарифы по импорту - для грузов, прибывших в Порт из-за границы;

тарифы по каботажу - для грузов, перевозимых между морскими портами Российской Федерации.

В силу пункта 1.7.2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от схемы перегрузки грузов тарифы подразделяются на две группы:

прямой вариант (транспортное средство - транспортное средство);

с внутрипортовым перемещением (транспортное средство - склад - транспортное средство).

Пунктом 1.7.3 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов, в зависимости от количества производимых Портом грузовых операций тарифы с внутрипортовым перемещением подразделяются на три категории:

1-я категория по варианту: судно - склад - транспортное средство или обратно;

2-я категория по варианту: судно - склад или обратно;

3-я категория по варианту: склад - транспортное средство или обратно.

Разделом II Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов утвержден Перечень операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов.

Порядок применения тарифов закреплен разделом III Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку грузов (далее  – Порядок применения тарифов).

Согласно пунктам 3.1.1-3.1.2 Порядка применения тарифов, определение тарифов за погрузку и выгрузку экспортно-импортных грузов производится в соответствии с номенклатурой грузов в таблице 1 приложения 1 к Приказу ФСТ России; определение тарифов за погрузку и выгрузку каботажных грузов производится в соответствии с номенклатурой грузов в таблице 2 приложения 1 к Приказу ФСТ России.

По грузам, не подходящим под приведенную в таблицах 1 и 2 приложения 1 к Приказу ФСТ России классификацию, применяются максимальные ставки, предусмотренные для грузов с аналогичным видом упаковки, либо близким по свойствам (пункт 3.1.3 Правил применения тарифов).

В силу пункта 3.3 Правил применения тарифов, стоимость погрузки и выгрузки грузов определяется путем умножения тарифа соответствующей категории на количество груза.

Из вышеприведенных норм следует, что ОАО «ММРП», являясь субъектом естественной монополии, оказывает предусмотренные Приказом ФСТ № 146-т/9 операции по погрузке и выгрузке грузов по установленным  ФСТ России тарифам.

Утвержденные для ОАО «ММРП» тарифы, рассчитанные на основании данных о хозяйственной деятельности юридического лица, являются предельно максимальными. При этом, порт вправе применять тарифы на уровне либо ниже предельно максимальных тарифов.

Стоимость услуги по погрузке и выгрузке определяется путем умножения тарифа на количество груза.

Применение ОАО «ММРП» тарифов, превышающих предельно максимальные размеры, в силу требований Приказа ФСТ № 146-т/9 недопустимо.

Решением установлено, что все применяемые ОАО «ММРП» тарифы на работы и услуги по состоянию на 1 января 2013 года утверждены генеральным директором ОАО «ММРП» 28 декабря 2012 года (далее  — Прейскурант № 11-01-50-02 на 2013 год)

Тарифы на работы и услуги по состоянию на 1 января 2014 года утверждены генеральным директором ОАО «Мурманский морской рыбный  порт» 27 декабря 2013 года (далее  — Прейскурант № 11-01-50-02 на 2014 год).

Из анализа прейскурантов следует, что ОАО «ММРП» в 2013-2014 годах в подавляющем большинстве  случаев применяло максимальные уровни тарифов, утвержденных Приказом ФСТ № 146-9.

Согласно части 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях, в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим федеральным законом.

Сведения о применяемых ОАО «ММРП» тарифах на момент рассмотрения дела № 05-03-14/28 размещены на сайте порта ...... в разделе «Услуги и тарифы».

На сайте Общества размещен утвержденный 27 декабря 2013 года генеральным директором ОАО «ММРП» Порядок заключения договоров на услуги Порта.

Согласно указанному порядку, типовые формы договоров, приложений к договорам, формы заявок на заключение договоров размещены на сайте порта в разделе «Услуги и тарифы». Контрагенты ОАО «ММРП» самостоятельно распечатывают необходимые им договоры с сайта порта, оформляют их в двух экземплярах, отправляют по почте или непосредственно предоставляют в службу правового обеспечения либо в службу документационного обеспечения управления.

Изменения и дополнение контрагентами типовых форм договоров не допускается.

Аналогичная информация содержится в Положении о порядке заключения предпринимательских договоров, организации учета и хранения договоров, осуществления контроля за исполнением договорных обязательств, утвержденном 24 июля 2012 года генеральным директором ОАО «ММРП» (далее — Положение о порядке заключения договоров).

ОАО «ММРП» разработаны, размещены на сайте и применяются в 2013-2014 годах, помимо прочих, следующие типовые формы договоров:

- договор на услуги № 04/1-19 ПРР обслуживание судов, погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов и другие услуги согласно Прейскуранту 11-01-50-02 (далее —  Типовой договор ПРР);

- договор на услуги № 04/1-19ХР погрузо-разгрузочные работы, хранение грузов (далее — Типовой договор ХР).

Анализ типовых форм договоров ОАО «ММРП» за 2013-2014 годы, а также представленных в рамках рассмотрения дела счетов-фактур за услуги порта и пояснений ОАО «ММРП» показал, что Общество, при заключении договоров на услуги порта и при расчетах с контрагентами,  в 2013-2014 годах применяло повышающие коэффициенты к установленным ФСТ России тарифам по погрузке и выгрузке грузов в зависимости от условий предоставления регулируемых услуг. Помимо прочих повышающих коэффициентов ОАО «ММРП» фактически применяло следующие повышающие коэффициенты.

1. Согласно пункту 4.16 Типового договора ПРР, при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования), клиент оплачивает порту погрузочно-разгрузочные работы по тарифу прейскуранта с коэффициентом 1,3.

Аналогичная норма содержится в пункте 4.12 Типового договора ХР.

2. В силу пункта 4.17 Типового договора ПРР, при производстве погрузо-разгрузочных работ клиент поддерживает температуру воздуха в трюмах судов не ниже - 20°C при условии, что температура наружного воздуха выше - 20°C. При несоблюдении указанного температурного режима клиент оплачивает порту погрузо-разгрузочные работы по тарифу Прейскуранта с коэффициентом 1,5.

Аналогичные нормы закреплены в пункте 4.13 Типового договора ХР.

3. Пунктами 5.15.2 и 5.15.3 Типового договора ПРР и Типового договора ХР определено, что клиент оплачивает работы и услуги порта по тарифам прейскуранта с коэффициентом 1,5 при выгрузке/погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок, а также при выгрузке-погрузке рыбопродукции из трюмов судов типа «Союз», модернизированных под мороженную продукцию.

4. Согласно пункту 5.16.2 Типового договора ПРР и Типового договора ХР, клиент оплачивает работы и услуги порта по тарифам Прейскуранта с коэффициентом 2  при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТу 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»;

5. В соответствии с пунктом 5.13 Типового договора ПРР и типового договора ХР, клиент оплачивает погрузо-разгрузочные работы по тарифам прейскуранта с коэффициентом 1,3:

- при выполнении работ и услуг в праздничные дни с подтверждением этого в заявке.

- в случае договоренности между клиентом и портом о выполнении работ и оказании услуг портом в смену с 00-00 до 08-00 часов с подтверждением в заявке.

При разрешении вопроса о правомерности применения ОАО «ММРП» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам установлено, что в силу пункта 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам», Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

Управлением Федеральной антимонопольной службой по Мурманской области, в рамках проведения плановой проверки, 21 мая 2014 года в адрес ФСТ России направлен запрос № 05-02-14/3-2439 о представлении разъяснений о правомерности применения ОАО «ММРП» повышающих коэффициентам к установленным тарифам на услуги порта, подлежащие государственному регулированию.

В письме № ОА-6636/10 от 19.06.2014 ФСТ России пояснило, что в разделе 2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов (Приказ ФСТ России от 18.08.2008 года № 146-т/9) определены перечни операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов, вне зависимости от условий их предоставления, в частности, выполнения работ и оказания услуг в праздничные дни и ночное время.

Таким образом, уполномоченный орган по тарифам указал, что утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы являются предельно максимальными вне зависимости от условий их предоставления. В частности, портом не могут применяться повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам в случае оказания услуг в праздничные дни и в ночное время.

Дополнительно, в рамках рассмотрения дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства в адрес ФСТ России направлен запрос № 05-02-14/3-4739 от 22.09.2014 о правомерности применения повышающих коэффициентов к тарифам на услуги порта, предусмотренные Приказом ФСТ № 146-т/9, в зависимости от перечисленных условий их оказания:

- при невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин (состояние палубного покрытия, наличие трубопроводов, выступов, технологического оборудования);

- при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС;

- при выгрузке-погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок;

- при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»;

- при выборке груза в подпалубных пространствах трюмов и твиндеков, если его укладка не позволяет осуществить переноску в полный рост.

Письмом № ОА-10856/10 от 03.10.2014 ФСТ России сообщило о том, что в разделе 2 Правил применения тарифов на погрузку и выгрузку, хранение грузов определены исчерпывающие перечни операций, стоимость которых включена в тарифы за осуществление погрузки и выгрузки грузов, вне зависимости от условий их предоставления.

Также ФСТ России указало, что все работы и услуги, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов и не перечисленные в разделе 2 правил, оплачиваются по договорным тарифам.

Таким образом, компетентный орган подтвердил, что установленные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы являются предельно максимальными и не могут быть увеличены в зависимости от условий, в которых выполняются операции по погрузке и выгрузке грузов. В том случае, когда клиенту требуется оказать услугу, не указанную в Приказе ФСТ № 146-т/9, стоимость такой услуги определяется по договорным тарифам.

Решением установлено, что портом разработаны и применяются тарифы на вспомогательные операции с грузом, не перечисленные в Приказе ФСТ
№ 146-т/9 (Таблица 3 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы). Например, ОАО «ММРП» установлен тариф 0,03 кг/брутто за коммерческую доработку груза при выгрузке и отгрузке груза, проверка состояния груза, упаковки, формирование груза по ассортименту и партиями; тариф 400,00 нормо-час за разбор колодцев и проходов к нужному ассортименту, вскрытие грузовых мест для определения качества, перекладка груза.

Таблицей 4 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы установлен договорный тариф на санитарную обработку грузовых помещений.

В таблице 12 Прейскурантов № 11-01-50-02 на 2013 и 2014 годы закреплены договорные тарифы на другие работы и услуги, выполняемые участками и хозяйствами порта (для сторонних организаций).

ОАО «ММРП» определением о назначении дела № 05-03-14/28 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.10.2014 было предложено представить пояснения относительно правомерности применения обозначенных ранее повышающих коэффициентов к установленным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам.

Проанализировав представленные ОАО «ММРП» пояснения и документы, Мурманское УФАС России в Решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-03-14/28 от 31.12.2014 пришло к выводу о том, что Общество применяет повышающие коэффициенты к утвержденным Приказом № ФСТ № 146-т/9 тарифам в случае увеличения длительности производственного процесса, обусловленного необходимостью предоставления работникам дополнительного времени для отдыха и обогрева, а также невозможностью использования электропогрузчиков, портального крана, что увеличивает время выполнения работ по погрузке и выгрузке. Кроме того, порт применяет повышающие коэффициенты в случае оказания услуг в условиях, требующих осуществления дополнительных выплат работникам ОАО «ММРП» (осуществление деятельности в ночное время и в праздничные дни).

ОАО «ММРП» отметило, что применение повышающих коэффициентов вызвано необходимостью покрытия расходов порта на оказание услуг по погрузке и выгрузке, которые утвержденными Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифами не покрываются.

Вместе с тем, ОАО «ММРП» не учтено, что Приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 утвержден Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения) (далее – Порядок изменения тарифов).

Порядок изменения тарифов определяет процедуру и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В том случае, если утвержденные Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифы перестали покрывать расходы порта на оказание услуг порта, ОАО «ММРП» имело возможность и должно было обратиться в ФСТ России с заявлением о пересмотре утвержденных тарифов.

Однако, ОАО «ММРП», вместо того, чтобы пересмотреть утвержденные тарифы в установленном порядке, самостоятельно регулировало порядок ценообразования на услуги порта путем применения повышающих коэффициентов в зависимости от условий оказания услуг, что противоречит требованиям Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» и Приказа ФСТ № 146-т/9.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Применение ОАО «ММРП» повышающих коэффициентов к утвержденным Приказом ФСТ № 146-т/9 тарифам в случаях невозможности использования электропогрузчиков из-за технических причин; при несоблюдении клиентом температурного режима, заключающегося в поддержании при погрузочно-разгрузочных работах температуры воздуха в трюмах судов не ниже - 20ºС; при выгрузке-погрузке мороженой рыбопродукции, рыбной муки и консервов с судов типа «Омуль» и ПСТ с использованием судовых лебедок; при производстве выгрузки (погрузки) из грузовых помещений, трюмов, высота которых не соответствует ГОСТ 12.2.033-78 «Рабочее место стоя»; при выборке груза в подпалубных пространствах трюмов и твиндеков, если его укладка не позволяет осуществить переноску в полный рост, а также при осуществлении погрузки и выгрузки в праздничные дни и в смену с 00-00 до 08-00 часов - является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку нарушает установленный государством порядок ценообразования на услуги ОАО «ММРП».

Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации является административным правонарушением и образует диспозицию части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается решением по делу № 05-03-14/28 от 31.12.2014, протоколом
об административном правонарушении от 01.07.2015, а так же другими материалами дела об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установленных обстоятельств, у ОАО «ММРП» имелась возможность не совершать указанных действий, однако ОАО «ММРП» этого не сделало, виновно совершив тем самым административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.31 КоАП.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП при определении размера административного штрафа суммы выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, определяется за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено правонарушение.

Учитывая, что административное правонарушение выявлено 03.10.2014 (приказ ФАС России «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» от 03.10.2014 № 150), то для расчета административного штрафа используется определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации выручка (без НДС) ОАО «ММРП» за 2013 год от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение.

Совокупная выручка ОАО «ММРП» от реализации всех видов товаров (работ, услуг) за 2013 год, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (без НДС) составила 708 875 000 рублей 00 копеек.

Выручка ОАО «ММРП» за 2013 год, определяемая в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации (без НДС) от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение составила 158 671 700 рублей 00 копеек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 05-04-15/17 в качестве обстоятельств отягчающих административную ответственность установлено, что правонарушение длилось более года, а также извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода размером более пяти миллионов рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
№ 05-04-15/17 в качестве обстоятельства смягчающего административную ответственность установлено, лицо, совершившее правонарушение, содействовало органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что денежные средства, полученные ОАО «ММРП» за счет применения повышающих коэффициентов, были направлены обществом на оплату труда работников порта, также общество стремилось поддержать тарифы на установленном уровне. Данные обстоятельства были расценены должностным лицо, выносившим постановление по делу об административном правонарушении № 05-04-15/17 как смягчающие.

Таким образом, три сотых (0,03) суммы выручки ОАО «ММРП» от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение за 2013 год составляет 4 760 151 руб.

Три тысячных (0,003) суммы доходов ОАО «ММРП» от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение за 2013 год составляет 476 015 руб.

Срок давности привлечения ОАО «ММРП» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения постановления не истек.

При вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 05-04-15/17 заместителем руководителя Мурманского УФАС России Поповай И.Н. был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность, обстоятельств отягчающие административную ответственность.

При исчислении административного штрафа должностное лицо Муранского УФАС России руководствовалось положениями части 2 статьи 14.31 КоАП для определения итогового размера штрафа,

Учитывая изложенное, должностным лицом Мурманского УФАС России правомерно определен размер подлежащего наложению административного штрафа, составившего 2 082 566 (два миллиона восемьдесят две тысячи пятьсот шестьдесят шесть) рублей 6 (шесть) копеек.

Таким образом, при рассмотрении Жалобы нарушений процессуального характера, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении № 05-04-15/17 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

РЕШИЛ:

Постановление от 04.08.2015 о наложении штрафа по делу № 05-04-15/17 об административном правонарушении в отношении ОАО «Мурманский морской рыбный порт», оставить без изменения, а Жалобу без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.