ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 89-АД16-4

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва18 июля 2016 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу председателя Комитета Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы города Тюмени Ямщикова А.И. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 16 марта 2015 г., решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 26 ноября 2015 г., вынесенные в отношении Местной религиозной организации Свидетелей Иеговы города Тюмени (далее - МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени, организация) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 16 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2015 г. и постановлением заместителя председателя Тюменского областного суда от 26 ноября 2015 г., МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с конфискацией экстремистских материалов, перечисленных в указанных судебных актах.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, председатель Комитета МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени Ямщиков А.И. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении организации по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности) массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.

Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

На территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени в период с октября 2014 года по 28 января 2015 г. по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 115, стр. 1, в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ массово, что выразилось в неоднократности совершаемых действий, распространялась литература, включенная в федеральный список экстремистских материалов:

- книга "Приближайся к Иегове", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of Pe№№sylva№ia, 2002 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 516);

журнал "Пробудитесь!", январь 2007 года;

книга "Жизнь - как она возникла? Путем эволюции или путем сотворения?", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of Pe№№sylva№ia, 1992 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 519);

книга "Человечество в поисках Бога", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of Pe№№sylva№ia, 2006 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 515);

брошюра "Свидетели Иеговы кто они такие?" издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of №ew York, I№c. I№ter№atio№al Bible Stude№ts Associatio№ Brookly№, №ew York, U.S.A., 2000 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 523);

брошюра "Что от нас требует Бог", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of Pe№№sylva№ia, 1996 год (решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 1 октября 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 556);

книга "Чему на самом деле учит Библия", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of №ew York, I№c. Brookly№, №ew York, U.S.A., 2005 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 510);

книга "Внимайте пророчеству Даниила", издательство Watch tower Bible a№d Tract Society of Pe№№sylva№ia, 1999 год (решением Ростовского областного суда от 11 сентября 2009 г. и определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2009 г. включена в федеральный список экстремистских материалов, пункт 520).

По данному факту 20 февраля 2015 г. прокурором Ленинского административного округа г. Тюмени в отношении МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения организацией указанного административного правонарушения подтверждаются: постановлением прокурора Ленинского административного округа г. Тюмени от 20 февраля 2015 г. о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 7); рапортом заместителя начальника отдела Центра по противодействию экстремистской деятельности Управления Министерства внутренних дел России по Тюменской области (далее - ЦПЭ УМВД России по Тюменской области) А. (л.д. 23); письменными объяснениями А., Ф. Р. Х. Д. (л.д. 24 - 33); показаниями А. данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 129 - 132), и другими материалами дела, которым дана оценка по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Указанное деяние МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт распространения организацией литературы, включенной в федеральный список экстремистских материалов, объективно подтвержден совокупностью приведенных выше доказательств, в числе которых письменные объяснения А. Ф. Р. Х. Д. (л.д. 24 - 33).

Указанные лица, будучи предупрежденными об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательно утверждали, что в разное время в период с октября 2014 г. по 28 января 2015 г. они посещали религиозные собрания организации Свидетелей Иеговы, проводимые в помещении по адресу: г. Тюмень, ул. 30 лет Победы, д. 115, стр. 1, на которых им и другим присутствующим лицам раздавалась литература религиозного содержания.

Сведения, полученные в ходе опросов А. Ф. Р. Х. Д. также подтверждены в рамках судебного разбирательства показаниями А. Данное доказательство добыто с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Религиозная литература, полученная опрашиваемыми лицами на указанных мероприятиях, включена в федеральный список экстремистских материалов. После опросов данная литература этими лицами добровольно выдана.

Как следует из материалов дела, и подтверждено, в том числе объяснениями законного представителя юридического лица - председателя Комитета организации Ямщикова А.И. (л.д. 37), помещение по названному выше адресу называется "Зал Царств Свидетелей Иеговы", принадлежит на праве собственности МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени и предназначено для проведения богослужений.

Согласно показаниям свидетеля А. данным в рамках рассмотрения дела, в указанном помещении размещена витрина с книгами. В ходе допроса он допускал вероятность того, что религиозная литература выдана ему с этой витрины (л.д. 129 - 132).

Из объяснений названных выше лиц следует, что литература религиозного содержания раздавалась в этом помещении непосредственно после проведения религиозных мероприятий, делали это "старейшины" и "наиболее подготовленные братья и сестры", с их стороны имели место предупреждения относительно того, чтобы литература не показывалась посторонним, так как "они еще не готовы узнать правду об истинной религии и смогут все понять не так, как надо". При этом, давая объяснения, Р. указывала, что литература раздавалась регулярно, Ф. заявлял, что получал ее неоднократно.

В материалах дела имеется копия Устава МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени в редакции, которая действовала на момент обстоятельств послуживших основанием для привлечения организации к административной ответственности. Копия этого документа заверена и представлена законным представителем организации Ямщиковым А.И. на момент возбуждения производства по делу (л.д. 11 - 17).

В соответствии с пунктами 2.2.4, 2.2.5, 2.2.6 Устава организации в указанной редакции к числу основных форм ее деятельности относится подготовка лиц, участвующих в деятельности организации, для осуществления религиозного служения; получение, приобретение, экспорт, импорт, хранение, предоставление, распространение религиозной литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения; обеспечение свидетелей Иеговы, иных лиц богослужебной, религиозной литературой и предметами религиозного назначения.

Приведенные сведения и доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о том, что в помещении, принадлежащем МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени, лицами, относящимися к осуществлению деятельности организации, распространялась, в том числе в рамках религиозных мероприятий, литература, включенная в федеральный список экстремистских материалов, что является нарушением требований статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Давая объяснения 4 декабря 2014 г. относительно соответствующих обстоятельств, законный представитель организации Ямщиков А.И. отрицал факт распространения организацией литературы экстремистского содержания, но при этом заявлял, что им не предпринимается никаких мер по предотвращению распространения такой литературы в помещении по вышеуказанному адресу.

Вместе с тем в ходе производства по делу факт распространения такой литературы доказан. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, изложенное в совокупности и с учетом положений части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод об обоснованности привлечения организации к административной ответственности по статье 20.29 названного Кодекса и несостоятельности довода заявителя об отсутствии в деянии организации состава вмененного административного правонарушения.

Довод жалобы о недопустимости и недостоверности доказательств, положенных в основу вывода о виновности организации в совершении вмененного административного правонарушения, не может быть признан состоятельным.

Сведения, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, обоснованно использованы в качестве доказательств по делу, поскольку в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Письменные объяснения А. Ф. Р. Х. Д. в рамках получения которых были добыты соответствующие сведения, требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к такого рода доказательствам, отвечают. В ходе производства по делу эти сведения и объяснения указанных лиц были подтверждены, в том числе показаниями допрошенного в рамках судебного разбирательства А. Предусмотренных данным законом оснований для признания указанных доказательств недопустимыми не имеется.

Приведенные в настоящей жалобе доводы заявителя, в которых он заявляет о фальсификации доказательств, объективного подтверждения не нашли.

Согласно информации, представленной УФМС России по Тюменской области по запросу защитника организации Свинцова В.А. (№ <...> от 25 марта 2015 г.), гражданка Республики Кыргызстан Р. пересекала государственную границу на въезд 15 августа 2014 г. и выезд 27 декабря 2014 г., была поставлена на миграционный учет с 18 августа 2014 г. по 12 ноября 2014 г. по иному адресу, нежели указан в объяснениях в качестве места ее жительства (л.д. 173).

Вместе с тем с учетом данных, которые имеются в материалах дела (в том числе данных о личности и документах Р. записей и подписей, выполненных ею в объяснении, а также сообщаемых ею сведений, которые полностью согласуются с объяснениями других лиц), и того обстоятельства, что орган миграционного учета представил только ту информацию из АС ЦБДУИГ ФМС России, которой располагал (№ <...> от 25 марта 2015 г.), соответствующая информация, равно как и содержание приложенного заявителем к настоящей жалобе протокола опроса Р. производство которого осуществлялось адвокатом Ч. не наделенного (согласно материалам дела и приложенным к настоящей жалобе документам) полномочиями по защите МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени, безусловно не свидетельствуют о том, что указанное лицо не находилось на территории Российской Федерации 29 января 2015 г. и не давало объяснения должностному лицу ЦПЭ УМВД России по Тюменской области в этот день.

Кроме того, представленная органом миграционного учета информация, а также неверное указание в объяснениях Р. и Х. адреса места жительства и утверждение заявителя о том, что А. ранее являлся сотрудником правоохранительных органов, не ставит под сомнение и достоверность объяснений этих лиц (л.д. 24 - 25, 28 - 31).

Объяснения А. Ф. Р. Х. Д. последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, дополняют друг друга, находятся в соответствии другими собранными по делу доказательствами и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события административного правонарушения.

Вопреки утверждению заявителя, изъятие литературы, включенной в федеральный список экстремистских материалов, распространение которой вменено организации, не производилось. Данная литература добровольно выдана указанными выше лицами и приобщена к материалам дела. При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении этой литературы принято решение о ее конфискации.

Довод жалобы о нарушении гарантированных статьями 9, 10, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьями 28, 29 Конституции Российской Федерации прав организации исповедовать свою религию или убеждения и свободно выражать свое мнение, является необоснованным. Привлечение лица к административной ответственности за установленный и доказанный в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, факт совершения соответствующего административного правонарушения, не влечет нарушение указанных выше прав этого лица, и не препятствует их реализации с соблюдением требований закона.

Равным образом не установлено нарушений права организации на справедливое судебное разбирательство. Дело об административном правонарушении и жалобы на постановление о назначении административного наказания рассмотрены судебными инстанциями с участием законного представителя и защитников организации. В рамках судебного разбирательства они заявляли ходатайства, давали объяснения относительно обстоятельств вмененного организации административного правонарушения, участвовали в исследовании доказательств, пользовались иными процессуальными правами, их доводы, имеющие правовое значение для дела, являлись предметом проверки и получили надлежащую оценку.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные 26.1 данного Кодекса.

Квалификация действиям МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени дана в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ.

Административное наказание назначено МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени в пределах санкции статьи 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности и порядок привлечения МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени к административной ответственности не нарушены.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно.

Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу судебных актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление судьи Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 16 марта 2015 г., решение судьи Тюменского областного суда от 18 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 26 ноября 2015 г., вынесенные в отношении МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу председателя Комитета МРО Свидетелей Иеговы города Тюмени Ямщикова А.И. - без удовлетворения.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов