ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 78-АД15-5

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва9 ноября 2015 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Волобуева Ю.А., действующего на основании доверенности в интересах ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 202 Санкт-Петербурга от 9 декабря 2014 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2015 г., вынесенные в отношении ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 202 Санкт-Петербурга от 9 декабря 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 30 марта 2015 г. и постановлением заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2015 г., ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Волобуев Ю.А. выражает несогласие с постановлениями, вынесенными в отношении ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы защитника Волобуева Ю.А., прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта, за исключением автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Отдельные виды деятельности в области авиации могут осуществляться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 9 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 22 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

В силу части 1 статьи 8 названного Федерального закона лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 457 утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Согласно подпункту "в" пункта 4 данного Положения к числу лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии (лицензиату) для осуществления деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, относится соблюдение лицензиатом общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, устанавливаемых федеральными авиационными правилами в соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 части 102 Воздушного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 253-ФЗ) установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Федеральные авиационные правила).

В силу пунктов 6, 7 данных Правил перевозчик организует, обеспечивает и выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза регулярными рейсами. Перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.

Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов (пункт 72 Федеральных авиационных правил).

Пунктом 76 названных Правил установлено, что перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

В соответствии с пунктами 121, 123 Федеральных авиационных правил багаж пассажира принимается к перевозке при его регистрации в аэропорту отправления, аэропорту трансфера, аэропорту остановки или другом пункте регистрации. Перевозчик обязан принять к перевозке багаж в пределах нормы бесплатного провоза багажа.

Зарегистрированный багаж пассажира должен перевозиться на том же воздушном судне, на котором следует пассажир (пункт 132 Федеральных авиационных правил).

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с перевозкой воздушным транспортом пассажиров, на основании лицензии от 14 ноября 2012 г. № (выданной Федеральным агентством воздушного транспорта.

В ходе проверки информации о задержке 14 сентября 2014 г. рейса UN 137 по маршруту Москва (Домодедово) - Хабаровск и части багажа пассажиров, проведенной Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте, установлено, что выполнение 14 сентября 2014 г. указанного рейса, запланированного по расписанию на 21 час 40 минут, задержано на 45 минут в связи с принятием мер по оптимизации коммерческой загрузки согласно предельной массе воздушного судна.

По сведениям ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" всего на рейс было зарегистрировано 163 пассажира и 154 места багажа.

Согласно информации ЗАО "Домодедово Эрпорт Хэндлинг" от 25 сентября 2014 г. и багажному манифесту за 14 сентября 2014 г. на борт воздушного судна загружено 154 места багажа, загрузка завершена в 20 часов 59 минут.

По данным технологической карты подготовки воздушного судна к вылету в 21 час 27 минут командиром воздушного судна принято решение о дозаправке топливом, дозаправка завершена в 21 час 53 минуты.

В 21 час 57 минут капитан воздушного судна дал указание о снятии с борта 650 кг багажа, в связи с чем с борта снято 81 место багажа по причине обеспечения прохождения воздушного судна по предельной массе.

По сведениям, представленным ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" (исх. № 15.00-13979 от 25 сентября 2014 г.), с рейса UN 137 за 14 сентября 2014 г. в г. Хабаровск не прибыло 81 место багажа, снятое с рейса для прохождения воздушного судна по предельной массе, багаж доставлен в г. Хабаровск утром 16 сентября 2014 г. рейсом UN 135, на 11 мест багажа была оформлена доставка через транспортную компанию 16 сентября 2014 г., остальные места пассажиры забрали самостоятельно 16 сентября 2014 г. в аэропорту г. Хабаровска, в ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" поступило три претензии от пассажиров.

Таким образом, ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" нарушены требования пункта 132 Федеральных авиационных правил, при этом документов и материалов, подтверждающих необходимость снятия багажа пассажиров в связи с обеспечением безопасности полета, не представлено.

8 октября 2014 г. Московским прокурором по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте по данному факту возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 8 октября 2014 г. (л.д. 4 - 10), ответом ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" на прокурорский запрос (л.д. 12), багажной ведомостью (л.д. 14 - 16), технологической картой супервайзера (л.д. 17 - 18) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушение обществом лицензионных требований и условий осуществления деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, выразившееся в невыполнении положений действующего законодательства о соблюдении общих правил перевозок воздушным транспортом пассажиров и требований к обслуживанию пассажиров, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод жалобы о том, что рейс задержан и багаж снят с борта по указанию командира воздушного судна в целях организации его безопасного полета, не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.

Как следует из материалов дела, в рамках проведенной прокуратурой проверки, равно как и в ходе производства по делу, не было представлено объективных данных о том, что снятие части багажа с борта воздушного суда было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности полета.

Кроме того, в обоснование приведенного довода заявитель указывает, что в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Федеральными авиационными правилами "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденными Приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. № 128 (далее - Правила), командир воздушного судна в целях соблюдения указанных правил по безопасности полетов вправе самостоятельно принимать решение о снятии с борта самолета части багажа пассажиров в случае определения им явной угрозы безопасности полета.

Вместе с тем, вопреки утверждению заявителя, подобных положений названными Правилами не предусмотрено, данных о том, что имела место угроза безопасности полета, не имеется.

Правила возлагают на командира воздушного судна обязанность перед полетом в целях выполнения авиационных работ убедиться в том, что масса воздушного судна и расположение его центра тяжести позволяют безопасно выполнять полет с учетом ожидаемых условий полета (пункт 2.8). Положений о снятии с борта зарегистрированного багажа и об условиях, при которых это допустимо, данные Правила не содержат, а заявитель ссылается на нормы, которые не применимы к обстоятельствам по настоящему делу. Согласно пункту 3.3 Правил решение о сбросе багажа командир воздушного судна вправе принять в полете, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки.

Также не имеют отношения к рассматриваемым обстоятельствам положения пункта 2.6 Правил, в силу которых в отсутствие служб авиационной безопасности командир воздушного судна проводит предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты.

По смыслу указанной нормы, а также пункта 3 части 1 статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации предполетный досмотр воздушного судна и иных перечисленных объектов это специальная процедура, которая проводится службами авиационной безопасности. Командир воздушного судна вправе проводить подобные процедуры только в случае отсутствия таких служб.

Ссылка заявителя на положения части 1 статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации не может быть принята во внимание как основанная на неправильном ее толковании.

Заявитель указывает, что в силу этой нормы командир воздушного судна вправе, в частности, принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, о сливе топлива в полете, сбросе багажа, груза и почты, если это необходимо для обеспечения безопасности полета воздушного судна и его посадки.

Вместе с тем данной нормой установлены отдельные права командира воздушного судна при возникновении непосредственной угрозы безопасности воздушного полета, при взлете, полете, посадке воздушного судна и не регулирует специальные вопросы и особенности воздушных перевозок пассажиров и их багажа.

Таким образом, ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Положения статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судебными инстанциями установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Постановление о привлечении ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" к административной ответственности вынесено мировым судьей с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" в пределах санкции части 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление мирового судьи судебного участка № 202 Санкт-Петербурга от 9 декабря 2014 г., решение судьи Дзержинского районного суда г. Санкт- Петербурга от 30 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Санкт-Петербургского городского суда от 15 июня 2015 г., вынесенные в отношении ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника ОАО "Авиационная компания "ТРАНСАЭРО" Волобуева Ю.А. - без удовлетворения.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов