ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 46-АД16-18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва20 июля 2016 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу директора государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Безенчукский аграрный техникум" (далее - ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум", учреждение) Китаева Е.А. на постановление мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 29 декабря 2014 г., решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г., постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 08 апреля 2015 г., решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 22 мая 2015 г., постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 09 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 20 июля 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 29 декабря 2014 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" прекращено в связи с отсутствием в действиях ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" состава административного правонарушения.

Решением судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г. названное постановление отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 08 апреля 2015 г. ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 22 мая 2015 г. постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 08 апреля 2015 г. отменено, дело об административном правонарушении направлено на новое рассмотрение.

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 09 июня 2015 г., оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 20 июля 2015 г., ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Китаев Е.А. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Безенчукского района Самарской области была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" (ранее именовавшегося государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" (далее - ГБОУ СПО "Безенчукский аграрный техникум"), в ходе которой установлено, что Т., ранее замещавший должность ведущего специалиста-эксперта Безенчукского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, был принят на должность программиста в ГБОУ СПО "Безенчукский аграрный техникум" на основании приказа о приеме на работу № <...> от 02 декабря 2013 г.

Должность, которую ранее замещал Т., относится к Перечню должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному Приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. № П/87.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" заместителем прокурора Безенчукского района производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области в постановлении от 29 декабря 2014 г. пришел к выводу об отсутствии в действиях ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" состава административного правонарушения.

На постановление мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 29 декабря 2014 г. прокурором Безенчукского района Самарской области принесен протест, в котором ставился вопрос об отмене названного постановления и направлении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение.

Отменяя постановление мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 29 декабря 2014 г. и направляя дело об административном правонарушении в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" на новое рассмотрение судья Безенчукского районного суда Самарской области в решении от 10 февраля 2015 г. исходил из того, что должность, которую ранее замещал Т. относится к Перечню должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденному Приказом Росреестра от 12 марта 2013 г. № П/87. В силу положений части 4 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции) работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Между тем работодателем в установленный частью 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции десятидневный срок не было сообщено представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы о привлечении Т. к трудовой деятельности в образовательном учреждении.

С решением судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г. согласиться нельзя.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 настоящей статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы (часть 2 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции).

Корреспондирующие обязанности возложены на работодателя, который в соответствии с частью 4 статьи 12 названного Федерального закона при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судьей Безенчукского районного суда Самарской области не было принято во внимание, что ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства лиц, ранее замещавших должности государственной или муниципальной службы, предусмотренные в статье 12 Федерального закона о противодействии коррупции, приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в городе Нью-Йорке 31 октября 2003 г. Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) (далее - Конвенция).

Так, пунктом 1 статьи 12 Конвенции предусмотрена обязанность каждого государства-участника по принятию мер в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства, по предупреждению коррупции в частном секторе.

Согласно подпункту "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов государства вправе устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связаны с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор.

Таким образом, мировым судьей судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области в постановлении от 29 декабря 2014 г. сделан правильный вывод о том, что из анализа пункта 1, подпункта "e" пункта 2 статьи 12 Конвенции против коррупции, частей 2, 4 статьи 12 Федерального закона о противодействии коррупции в их системной взаимосвязи следует, что указанные выше ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора, установлены в целях устранения коллизии публичных и частных интересов. Данные ограничения, как и обязанность работодателя при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим ранее должности государственной или муниципальной службы, сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы, направлены на соблюдение специальных правил трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих в коммерческие и некоммерческие организации.

Следовательно, у представителя нанимателя (работодателя) обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора (служебного контракта) с бывшим государственным (муниципальным) служащим, замещавшим должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы не возникает в том случае, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе.

В силу положений статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

В соответствии с Уставом основной целью государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Самарской области "Безенчукский аграрный техникум" является образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования.

Учредителем учреждения является Самарская область в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, министерства образования и науки Самарской области, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении образовательной деятельности учреждения, и в лице министерства имущественных отношений Самарской области, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении управления имуществом, закрепленным за учреждением.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что исполнение должностных обязанностей программиста Т. не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой им должностью государственной гражданской службы.

Следовательно, мировым судьей судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области в постановлении от 29 декабря 2014 г. обоснованно сделан вывод о том, что совершенное ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" деяние не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г. и последующие постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 08 апреля 2015 г., решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 22 мая 2015 г., постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 09 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 20 июля 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене с оставлением без изменения постановления мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 29 декабря 2014 г.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 10 февраля 2015 г. и последующие постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 08 апреля 2015 г., решение судьи Безенчукского районного суда Самарской области от 22 мая 2015 г., постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области мирового судьи судебного участка № 125 Безенчукского судебного района Самарской области от 09 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 20 июля 2015 г., вынесенные в отношении ГБПОУ СО "Безенчукский аграрный техникум", по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов