ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 46-АД14-15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва9 июля 2014 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Рябининой Л.В. на постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 13 августа 2013 г., постановление судьи Самарского областного суда от 30 сентября 2013 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 14 января 2014 г., вынесенные в отношении <...> ОАО "<...>" Рябининой Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 13 августа 2013 г., оставленным без изменения постановлением судьи Самарского областного суда от 30 сентября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 14 января 2014 г., Рябинина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Рябинина Л.В. просит отменить постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 13 августа 2013 г., постановление судьи Самарского областного суда от 30 сентября 2013 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 14 января 2014 г., вынесенные в отношении ее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Рябининой Л.В. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 этой статьи, влечет назначение административного наказания.

Как усматривается из материалов дела, в рамках проведения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области выездной налоговой проверки ОАО "<...>" в адрес общества направлены требования от 16 августа, 22 октября и 12 декабря 2012 г., полученные обществом 17 августа, 22 октября и 12 декабря 2012 г. соответственно, согласно которым в течение 10 дней со дня получения данных требований ОАО "<...>" необходимо представить ряд документов.

Часть истребованных документов была направлена ОАО "<...>" в адрес контролирующего органа 30 августа, 31 октября и 25 декабря 2012 г. При этом не были представлены следующие документы:

- оборотно-сальдовые ведомости по счету 10 "Материалы" за 2008 и 2009 годы;

- карточки счетов по детализации расходов хозяйственных операций счета 10 "Материалы" за 2008 и 2009 годы;

- расшифровка счетов: 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 90.9 "Прибыль, убыток от продаж" за 2008 и 2009 годы;

- главные книги за 2008 и 2009 годы с разбивкой по годам;

- оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 10, 16, 41, 43, 50, 51, 52, 55, 57, 69, 70, 71, 73, 77, 80, 82, 83, 84, 94, 97, 99;

- аналитические регистры бухгалтерского учета, раскрывающие информацию об имуществе, обязательствах, доходах и расходах внутри синтетических счетов № 10 (за 2008 год и 9 месяцев 2009 года), 40, 41, 43, 58, 60, 66, 67, 68, 70, 76, 90;

- журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур за 2008 и 2009 годы;

- копия штатного расписания;

- положение об оплате труда;

- положение о премировании;

- коллективный договор.

По факту представления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области в отношении <...> ОАО "<...>" Рябининой Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (т. 1, л.д. 4 - 8).

13 августа 2013 г. судья Красноглинского районного суда г. Самары, признав Рябинину Л.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из того, что требования налогового органа о представлении ОАО "<...>" соответствующих документов являются законными и обоснованными.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в соответствующие органы только необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика нормами налогового законодательства.

Кроме того, в силу разъяснений Федеральной налоговой службы России налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309" "О налоговых проверках).

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении вопросы о том, необходимы ли истребованные у ОАО "<...>" документы для исчисления и уплаты налогов, а также о том, возложена ли на налогоплательщика нормами налогового законодательства обязанность представлять данные документы, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исследованы не были.

При этом карточки счетов по детализации расходов хозяйственных операций счета 10 "Материалы" за 2008 и 2009 годы; расшифровка счетов: 41 "Товары", 43 "Готовая продукция", 90.9 "Прибыль, убыток от продаж" за 2008 и 2009 годы; главные книги за 2008 и 2009 годы с разбивкой по годам; оборотно-сальдовые ведомости по счетам: 10, 16, 41, 43, 50, 51, 52, 55, 57, 69, 70, 71, 73, 77, 80, 82, 83, 84, 94, 97, 99; аналитические регистры бухгалтерского учета, раскрывающие информацию об имуществе, обязательствах, доходах и расходах внутри синтетических счетов № 10 (за 2008 год и 9 месяцев 2009 года), 40, 41, 43, 58, 60, 66, 67, 68, 70, 76, 90; журналы регистрации предъявленных и полученных счетов-фактур за 2008 и 2009 годы не отнесены ни Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (действовавшим в проверяемый налоговым органом период), ни постановлениями Госкомстата РФ к числу первичных бухгалтерских документов.

Копия штатного расписания, положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор являются документами, регулирующими трудовые отношения, возникающие между работодателем и работником. Доказательств того, что эти документы необходимы для исчисления и уплаты налогов, материалы дела не содержат.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Самарской области от 18 октября 2013 г. № А55-14253/2013, которым признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области от 12 апреля 2013 г. о привлечении ОАО "<...>" к налоговой ответственности за непредставление этих же документов.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста, при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 13 августа 2013 г., постановление судьи Самарского областного суда от 30 сентября 2013 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 14 января 2014 г., вынесенные в отношении Рябининой Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Рябининой Л.В. подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление, решения по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

надзорную жалобу Рябининой Л.В. удовлетворить.

Постановление судьи Красноглинского районного суда г. Самары от 13 августа 2013 г., постановление судьи Самарского областного суда от 30 сентября 2013 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 14 января 2014 г., вынесенные в отношении Рябининой Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов