ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 308-АД16-1534

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва29 марта 2016 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясной Привоз" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2015 по делу № А63-9873/2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по тому же делу,

 

установила:

 

в рамках объединенного дела № А63-9873/2014 Арбитражным судом Ставропольского края рассмотрены заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Мясной Привоз" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с протоколами об административных правонарушениях от 02.09.2014 № 546, 547, 548.

Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2015 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей в соответствии с протоколами об административных правонарушениях от 02.09.2014 № 546 и 548. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.

Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью "Мясной Привоз" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.

По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.

Как установлено судами, на основании поступившего в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора сообщения потребителя проведена проверка и осмотр помещений магазинов ООО "Мясной привоз", в ходе которой выявлены факты реализации молочной и мясной продукции с нарушением требований статьи 36 Федерального закона "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" от 12.06.2008 № 88-ФЗ, СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденных 07.09.2001, статьи 106 раздела IX Технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" ТР ТС 034/2013, утвержденного 09.10.2013 Решением Таможенного союза № 68, подпункта 1 пункта 4.6 и подпункта 1 пункта 4.7 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011).

В результате проверки административным органом установлено, что на реализуемом товаре отсутствовала обязательная информация о сроке годности, дате производства, условиях хранения (молочная продукция); маркировка с нанесением информации о дате производства продукции и сроке годности (мясная продукция); а также колода для разруба мяса не была скреплена металлическими обручами, при отпуске покупателям нефасованных готовых к употреблению и сырых пищевых продуктов продавцы общества использовали инвентарь - ножи и разделочные доски без маркировки.

Установив, что обществом были нарушены требования Технического регламента Таможенного союза и обязательных требований к продукции, управлением были возбуждены дела об административных правонарушениях, проведено административное расследование, по результатам которых составлены протоколы об административных правонарушениях от 02.09.2014 № 546, 547, 548, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с соответствующими заявлениями о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.

Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ, под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды пришли к выводу о том, что несоблюдение обществом требований технических регламентов при реализации мясной продукции и санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли пищевыми продуктами образует составы правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.

Суды отметили, что обществом не были надлежащим образом исполнены организационно-распорядительные и административные функции; не обеспечен надлежащий контроль за соблюдением работником требований в области технического регулирования; доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что обществом своевременно предприняты все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований законодательства, не представлено, что с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ свидетельствует о вине общества.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Нарушение административным органом срока проведения административного расследования и срока составления протокола, предусмотренных статьями 28.5 и 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания процедуры нарушенной.

Учитывая степень общественной опасности деяний, отсутствие умысла на совершение административных правонарушений, отсутствие в действиях заявителя признаков недобросовестности, исходя из характера совершенных правонарушений, непродолжительного периода ведения предпринимательской деятельности, наличия кредитных обязательств, а также совершения правонарушений впервые, суд на основании пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ снизил минимальный размер административного штрафа, определенный санкцией части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, до 50 000 рублей по каждому правонарушению.

Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку нарушений судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 

постановила:

 

решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.03.2015 по делу № А63-9873/2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мясной Привоз" - без удовлетворения.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Е.Н. Зарубина