Постановление ВС РФ № 305-АД15-19535 от 20.04.2016 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 305-АД15-19535

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва20 апреля 2016 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., рассмотрев по материалам истребованного дела жалобу публичного акционерного общества "СОЛЛЕРС" на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2015 по делу № А40-51200/2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "СОЛЛЕРС" к Центральному Банку Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2015 № ПН-59-3-1-15/66 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

открытое акционерное общество "СОЛЛЕРС" (в настоящее время публичное акционерное общество; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации (далее - Банк России) о признании незаконным и отмене постановления от 24.02.2015 № ПН-59-3-1-15/66 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.

Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2016 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда города Москвы.

При рассмотрении доводов жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлено следующее.

28.04.2014 общество, владеющее на указанную дату 86,028% голосующих акций открытого акционерного общества "Ульяновский автомобильный завод" (далее - ОАО "УАЗ"), направило акционерам указанного общества обязательное предложение о приобретении ценных бумаг ОАО "УАЗ". Обязательное предложение в соответствии с требованиями пунктов 1 и 2 статьи 84.9 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) было предварительно представлено в Банк России 28.04.2014. Согласно отчету об итогах принятия обязательного предложения обществом было приобретено 10,38% ценных бумаг ОАО "УАЗ". Датой истечения срока для зачисления ценных бумаг на лицевой счет (счет депо) общества явилось 11.08.2014. Таким образом, общество в результате принятия обязательного предложения по состоянию на 11.08.2014 являлось владельцем 96,408% голосующих акций ОАО "УАЗ".

В соответствии с пунктом 8 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах акционер ОАО "УАЗ" Казаков К.В. направил в адрес общества требование от 19.11.2014 о выкупе принадлежащих ему обыкновенных акций ОАО "УАЗ" по цене 2,6857 рублей за одну акцию, которое получено обществом 21.11.2014. Письмом от 08.12.2014 общество отказало Казакову К.В. в удовлетворении его требования в связи с несоответствием приведенной в требовании цены положениям пункта 6 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах.

21.01.2015 в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России поступило обращение акционера ОАО "УАЗ" Казакова К.В. о нарушении обществом правил приобретения акций ОАО "УАЗ", установленных статьей 84.7 Закона об акционерных обществах.

По итогам рассмотрения указанного обращения Казакова К.В. Банк России посчитал, что у общества возникла обязанность в срок до 08.12.2014 перечислить денежные средства за выкупаемые акции ОАО "УАЗ" его акционеру - Казакову К.В. Однако, поскольку в нарушение требований пункта 8 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах общество не оплатило выкупаемые ценные бумаги, принадлежащие акционеру ОАО "УАЗ", Банк России пришел к выводу о нарушении обществом правил приобретения более 30 процентов акций открытого общества, установленных статьей 84.7 Закона об акционерных обществах. При этом Банк России указал, что требования пункта 6 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах относятся к порядку определения цены в случае направления мажоритарным акционером уведомления о наличии у акционеров права требовать выкупа принадлежащих им акций, которое обществом в данном случае не направлялось. Общество, принимая решение о ненаправлении уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг, несет риск наступления последствий в результате принятия такого решения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления Банком России в отношении общества протокола об административном правонарушении от 05.02.2015 № АП-ПР-59-15/70 и вынесения постановления от 19.02.2015 № ПН-59-3-1-15/66 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением Банка России, общество оспорило его в Арбитражный суд города Москвы.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу о доказанности наличия в действиях (бездействии) общества состава правонарушения, установленного статьей 15.28 КоАП РФ, выразившегося в нарушении обществом правил приобретения более 30 процентов акций открытого общества, установленных пунктом 9 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах, поскольку в течение 15 дней со дня получения требования миноритарного акционера общество не оплатило выкупаемые ценные бумаги в соответствии с положениями пункта 8 статьи 84.7 указанного Закона.

Однако указанные выводы судов нельзя признать правомерными.

Согласно статье 15.28 КоАП РФ нарушение лицом, которое приобрело более 30 процентов акций открытого акционерного общества, правил их приобретения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 84.7 Закона об акционерных обществах (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) определен порядок выкупа лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию их владельцев.

Согласно пункту 1 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах лицо, которое в результате обязательного предложения стало владельцем более 95 процентов общего количества акций открытого общества, указанных в пункте 1 статьи 84.1 Закона, обязано выкупить принадлежащие иным лицам остальные акции открытого общества, а также эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в такие акции открытого общества, по требованию их владельцев.

Указанное лицо в течение 35 дней с даты приобретения соответствующей доли ценных бумаг обязано направить владельцам ценных бумаг, имеющим право требовать выкупа ценных бумаг, уведомление о наличии у них такого права (пункт 2 статьи 84.7 Закона).

Пунктом 6 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах установлено, что выкуп ценных бумаг осуществляется по цене, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 84.2 Закона.

В соответствии с пунктом 8 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах в случае неисполнения лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, обязанности направить уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, владелец ценных бумаг, подлежащих выкупу, вправе предъявить требование о выкупе принадлежащих ему ценных бумаг с приложением копии представленного держателю реестра владельцев ценных бумаг распоряжения о передаче выкупаемых ценных бумаг лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи. Такое требование может быть предъявлено в течение одного года со дня, когда владелец ценных бумаг узнал о возникновении у него права требовать выкупа ценных бумаг, но не ранее истечения срока, указанного в пункте 2 настоящей статьи. Лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, обязано оплатить выкупаемые ценные бумаги в течение 15 дней со дня получения требования о выкупе ценных бумаг. В течение трех дней после представления лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, документов об оплате выкупаемых ценных бумаг регистратор обязан списать выкупаемые ценные бумаги с лицевого счета владельца ценных бумаг и зачислить их на лицевой счет лица, указанного в пункте 1 настоящей статьи.

Пунктом 9 статьи 84.7 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, вместо исполнения обязанностей, указанных в пунктах 1 - 7 настоящей статьи, вправе направить в открытое общество требование о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона. При этом лицо, указанное в пункте 1 настоящей статьи, обязано выполнить требования владельцев ценных бумаг о выкупе принадлежащих им ценных бумаг, предъявленные в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи, до направления лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в открытое общество требования о выкупе ценных бумаг в соответствии со статьей 84.8 настоящего Федерального закона.

Из буквального толкования положений статьи 84.7 Закона об акционерных обществах следует, что установленный в ней порядок определения цены выкупаемых ценных бумаг является общим (единым) как при предъявлении предложения владельцем более 95% от общего количества акций (мажоритарным акционером), так и при предъявлении требования миноритарным акционером - владельцем ценных бумаг, подлежащих выкупу. При этом предусмотренный Законом порядок устанавливает обязанность именно мажоритарного акционера (лица, выкупающего акции) определить цену выкупаемых акций на основе рыночной стоимости и поименованных в пункте 6 статьи 84.7 Закона условий, что также согласуется с пунктом 4 статьи 84.2 и пунктом 4 статьи 84.8 Закона об акционерных обществах, предусматривающих, что выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком и отвечать требованиям закона.

Действующее законодательство не содержит положений, дающих право миноритарным акционерам в требовании о выкупе акций указывать произвольную цену, как и не содержит положений, устанавливающих безусловную обязанность мажоритарного акционера выкупить акции по произвольной предложенной акционером цене.

Согласно имеющемуся в материалах дела отчету ООО "Аудиторская и консалтинговая фирма "Топ-Аудит", по состоянию на 30.06.2014 рыночная стоимость 1 (одной) привилегированной акции ОАО "УАЗ" составляет 1 рубль, обыкновенной акции - 1 рубль.

Общество в рамках обязательного предложения приобретало ценные бумаги ОАО "УАЗ" по цене 1,54 рубля за одну обыкновенную акцию и 1,02 рубля за одну привилегированную акцию. Как указывает общество, и данное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не опровергнуто, в период после истечения срока принятия обязательного предложения названные ценные бумаги по большей цене не приобретались.

В связи с этим общество в ответе акционеру ОАО "УАЗ" Казакову К.В. указало, что заявленная им цена - 2,6857 рубля за одну обыкновенную акцию - существенно превышает цену, подлежащую применению для целей выкупа ценных бумаг, и тем самым не создает обязанности у общества выкупить акции по этой цене.

С учетом изложенного отказ общества от выкупа ценных бумаг по цене 2,6857 рубля за одну обыкновенную акцию не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.28 КоАП РФ, поскольку положения пунктов 6, 8, 9 статьи 84.7, пункта 4 статьи 84.2 Закона об акционерных обществах не содержат безусловную обязанность мажоритарного акционера выкупить акции по цене, по своему усмотрению произвольно указанной их владельцем - миноритарным акционером.

Кроме того, обществом в соответствии со статьей 84.8 Закона об акционерных обществах направлено в Банк России (04.12.2014) и эмитенту - ОАО "УАЗ" требование о выкупе эмиссионных ценных бумаг, полученное эмитентом 23.12.2014, в котором цена выкупаемых ценных бумаг указана в размере 1,54 рубля за одну обыкновенную именную акцию и 1,02 рубля за одну привилегированную именную акцию. В сообщении эмитента о существенном факте "О поступившем эмитенту в соответствии с главой XI.1 Федерального закона "Об акционерных обществах" требовании о выкупе эмиссионных ценных бумаг эмитента" указана дата - 08.02.2015, на которую будет составляться список владельцев выкупаемых ценных бумаг. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 01.03.2016 по делу № А72-3677/2015 установлено, что принадлежащие Казакову К.В. акции ОАО "УАЗ" были выкуплены по указанной цене.

Таким образом, действия общества не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 15.28 КоАП РФ.

Пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

Поскольку в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.28 КоАП РФ, постановление административного органа о привлечении к административной ответственности и принятые по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление Центрального Банка Российской Федерации от 24.02.2015 № ПН-59-3-1-15/66 о привлечении открытого акционерного общества "СОЛЛЕРС" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2015 по делу № А40-51200/2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по тому же делу отменить.

Производство по указанному делу об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества (публичного акционерного общества) "СОЛЛЕРС" прекратить.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Г. Першутов

 

Консультации

При определении территориальной подсудности дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ и выразившемся в осуществлении авиаперевозчиком деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

Нормы права: Статья 14.1.2 КоАП РФ, Статья 29.5 КоАП РФ, Статья 25.15 КоАП РФ,

Читать далее...

Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола по результатам рассмотрения дела по существу.

Нормы права: Статья 29.9 КоАП РФ, Статья 12.26 КоАП РФ, Статья 29.1 КоАП РФ, Статья 29.4 КоАП РФ, Статья 28.2 КоАП РФ, Статья 28.4 КоАП РФ, Статья 28.6 КоАП РФ,

Читать далее...

Для привлечения оператора связи к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ необходимо установить, включён ли соответствующий сайт в «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»,

Нормы права: Статья 20.29 КоАП РФ, Статья 24.1 КоАП РФ, Статья 26.1 КоАП РФ,

Читать далее...

Не сообщение в десятидневный срок о заключении трудового договора с бывшим государственным служащим, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, если бывший служащий осуществляет свою служебную (трудовую) деятельность в государственном (муниципальном) органе

Нормы права: Статья 19.29 КоАП РФ,

Читать далее...