ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 12-АД16-3

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва28 июля 2016 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Шмелевой С.Н. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 июня 2015 г., решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2015 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 октября 2015 г., вынесенные в отношении директора муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения "Медведевская средняя общеобразовательная школа № 2" (далее - МОБУ "Медведевская СОШ № 2", учреждение, образовательная организация) Шмелевой С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

 

установил:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 июня 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2015 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 октября 2015 г., директор МОБУ "Медведевская СОШ № 2" Шмелева С.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Шмелева С.Н. ставит вопрос об отмене судебных актов, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2010 г. № 293-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора учреждения Шмелевой С.Н. к административной ответственности) осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения (в редакции от 27 ноября 2014 г., действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора учреждения Шмелевой С.Н. к административной ответственности) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

В силу статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678, должность лиц, осуществляющих деятельность по подготовке водителей, относится к должностям иных педагогических работников - мастер производственного обучения.

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, к квалификации мастер производственного обучения установлены следующие требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

Согласно статье 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.

К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи; имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.

Из материалов дела усматривается, что МОБУ "Медведевская СОШ № 2" осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии <...> № <...>, выданной 8 апреля 2011 г. Министерством образования и науки Республики Марий Эл.

В числе образовательных программ, предусмотренных данной лицензией, указаны программы профессиональной подготовки водителей автомобилей категории "B", "C".

27 апреля 2015 г. прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл проведена проверка соблюдения требований законодательства при подготовке кандидатов в водители транспортных средств в МОБУ "Медведевская СОШ № 2", расположенном по адресу: Республика <...> <...> район, п. <...>.

В ходе проверки установлено, что практическое обучение вождению транспортных средств категории "B" в данной образовательной организации осуществляет Домрачев В.И., который в трудовых отношениях с МОБУ "Медведевская СОШ № 2" не состоит, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, обучение осуществляет в рамках договора на выполнение работ по обучению вождению транспортных средств, заключенного между МОБУ "Медведевская СОШ № 2", Домрачевым В.И. и законными представителями несовершеннолетних, проходящих обучение.

При привлечении Домрачева В.И. к образовательной деятельности не проведена проверка по вопросам: обладает ли Домрачев В.И. правом заниматься образовательной деятельностью, может ли быть допущенным к образовательной деятельности.

В соответствии с приказом от 14 сентября 2007 г. № 220-к на должность директора МОБУ "Медведевская СОШ № 2" назначена Шмелева С.Н.

Согласно пунктам 3.1, 3.9, 3.12 должностной инструкции директора МОБУ "Медведевская СОШ № 2", утвержденной приказом руководителя отдела образования "Медведевский муниципальный район" 25 января 2010 г., директор образовательной организации осуществляет руководство в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, решает кадровые вопросы в соответствии с Уставом, осуществляет подбор и расстановку кадров.

По факту привлечения к образовательной деятельности педагогического работника без заключения с ним трудового договора и без сведений о его соответствии требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, 21 мая 2015 г. заместителем прокурора Медведевского района Республики Марий Эл в отношении директора учреждения Шмелевой С.Н. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных организациях.

Таким образом, директор МОБУ "Медведевская СОШ № 2" Шмелева С.Н., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Совершенное деяние квалифицировано по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и лицензионного законодательства.

Довод жалобы о том, что на момент привлечения Домрачева В.И. к образовательной деятельности имелись сведения о его соответствии требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", не нашел своего подтверждения при рассмотрении дела и жалоб на постановление о назначении административного наказания.

В ходе производства по делу Шмелева С.Н. заявляла, что Домрачев В.И., осуществлявший обучение вождению транспортных средств, имеет соответствующий диплом об образовании, проходил курсы повышения квалификации.

Вместе с тем материалы дела не содержат доказательств, которые могут служить тому подтверждением. При этом сведений об отсутствии судимостей, а также об отсутствии данных о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования на момент привлечения Домрачева В.И. к образовательной деятельности не имелось, соответствующая справка представлена после возбуждения дела об административном правонарушении. Документов, подтверждающих отсутствие у Домрачева В.И. заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, в материалах дела также нет. Из судебных актов не следует, что такие документы были представлены.

Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении лицензионных требований, выразившемся в привлечении педагогического работника к образовательной деятельности без сведений о его соответствии требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", Трудового кодекса Российской Федерации, что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

Утверждение заявителя о том, что привлечение Домрачева В.И. к трудовой деятельности на основании гражданско-правового договора не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в котором отсутствует запрет на заключение государственными (муниципальными) учреждениями таких договоров с педагогическими работниками, нельзя признать состоятельным.

Привлечение лицензиатом педагогических работников, не заключивших с ним трудовые договоры, на ином законном основании недопустимо в силу Положения о лицензировании образовательной деятельности (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 г., действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора учреждения Шмелевой С.Н. к административной ответственности).

Действия директора учреждения Шмелевой С.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения Шмелевой С.Н. к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

постановление мирового судьи судебного участка № 26 Медведевского судебного района Республики Марий Эл от 26 июня 2015 г., решение судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 28 августа 2015 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 13 октября 2015 г., вынесенные в отношении директора МОБУ "Медведевская СОШ № 2" Шмелевой С.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу Шмелевой С.Н. - без удовлетворения.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов