ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№ 11-АД15-35

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва24 декабря 2015 г.

 

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от 28 января 2015 г., решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2015 г., вынесенные в отношении <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

установил:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от 28 января 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2015 г., <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павлова С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Павлова С.В. ставит вопрос об отмене постановлений, состоявшихся в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Как усматривается из материалов дела, 18 ноября 2014 г. в рамках санитарно-экологического обследования состояния территории государственным инспектором Республики Татарстан по охране природы выявлен факт разброса твердых бытовых отходов возле контейнерной площадки д. Званка Пестречинского района Республики Татарстан, что зафиксировано в акте от 18 ноября 2014 г. № <...> (л.д. 3-5).

В соответствии с решением Совета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 12 декабря 2011 г. № 8 исполнение полномочий <...> Исполнительного комитета указанного муниципального образования возложено на <...> Павлову С.В. (л.д. 6).

18 ноября 2014 г. должностным лицом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в отношении Павловой С.В. был составлен протокол № <...> об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому она, являясь <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, не организовала вывоз твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, в результате чего на въезде в д. Званка Пестречинского района Республики Татарстан образовался разброс твердых бытовых отходов и мусора возле контейнерной площадки (л.д. 2).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Павловой С.В. к административной ответственности) (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Павловой С.В. к административной ответственности) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств осуществления Исполнительным комитетом Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан хозяйственной деятельности в области обращения с бытовыми отходами и мусором.

Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности органов местного самоуправления Кощаковского сельского поселения.

При этом полномочия органов местного самоуправления Кощаковского сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов, мусора на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела договоры на вывоз твердых бытовых отходов на территории Кощаковского сельского поселения заключены Исполнительным комитетом муниципального образования, населением со специализированной организацией ОАО "Кощаковские инженерные сети".

Постановлением <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Павловой С.В. от 14 мая 2013 г. № 11 утвержден график вывоза мусора.

Таким образом, <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павлова С.В. не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от 28 января 2015 г., решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2015 г., вынесенные в отношении <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Павловой С.В. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

 

постановил:

 

жалобу <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 по Пестречинскому судебному району Республики Татарстан от 28 января 2015 г., решение судьи Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 17 марта 2015 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 11 июня 2015 г., вынесенные в отношении <...> Исполнительного комитета Кощаковского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павловой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П. Меркулов