АСТРАХАНСКИЙ

ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 декабря 2014 г. N 4-а-387/2014

И.о. председателя Астраханского областного суда Снаткина Т.Ф., рассмотрев надзорную жалобу представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" К. на постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 20 августа 2014 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 25 сентября 2014 года о привлечении к административной ответственности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" по части 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 20 августа 2014 года Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учреждению назначено наказание в виде штрафа в <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от 25 сентября 2014 года постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 20 августа 2014 года - оставлено без изменения, жалоба Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" - без удовлетворения.

В надзорной жалобе представителем МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" К. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по основаниям нарушения норм административного законодательства.

Проверив доводы надзорной жалобы, материалы дела, прихожу к выводу об изменении состоявшихся судебных постановлений.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Согласно пункту 3 части 1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ (вступившим в законную силу 01 сентября 2013 года), обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" N 124-ФЗ от 24 июля 1998 года установлено, что при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка.

В силу части 7 статьи 28 Федеральный закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности.

Частью 1 статьи 5.57 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации.

Из материалов дела следует, что в ходе внеплановой проверки, проведенной Министерством образования и науки Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> "А", установлено, что МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" в нарушение части 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности" производился фиксированный сбор в фонд школы в размере <данные изъяты> рублей с родителей учеников школы.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: обращением ФИО1 в Министерство образования и науки <адрес>, приказом за N 451-н от ДД.ММ.ГГГГ "О проведении внеплановой выездной проверки в отношении МБОУ <адрес> "Средней общеобразовательной школы N"; актом проверки за N от ДД.ММ.ГГГГ, которым мировым судьей в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ дана оценка в совокупности с другими материалами дела в соответствии с правилами статьи 26.11 КоАП Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, мировым судьей правильно установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, сделан обоснованный вывод о виновности МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.57 КоАП Российской Федерации.

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи проверил дело в соответствии со статьей 30.6 КоАП Российской Федерации и вынес обоснованное и законное решение, в котором дал надлежащую оценку всем доказательствам по делу и всем доводам жалобы.

Вместе с тем, постановление подлежит изменению в части размера назначенного наказания в виде административного штрафа с учетом правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 7.3, 9.1, 14.43, 15.19, 15.23.1 и 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которым впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, если наложение административного штрафа в установленных санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.

Принимая во внимание то обстоятельство, что образовательное учреждение является бюджетным, а также то обстоятельство, что ранее МБОУ г. Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекалось, суд полагает возможным снизить размер назначенного административного штрафа <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.57 КоАП Российской Федерации.

Иных доводов, влекущих отмену или изменение вступившего в законную силу постановления судьи в настоящей жалобе не приведено, и оснований для отмены постановления при рассмотрении надзорной жалобы и проверки законности обжалуемого судебного акта не установлено.

Кроме того, доводы, приведенные в жалобе, ранее являлись предметом рассмотрения в суде нижестоящих инстанций, судьями исследованы и оценены.

Оснований для переоценки установленных при рассмотрении дела обстоятельств, к чему сводятся доводы жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка N 4 Ленинского района г. Астрахани от 20 августа 2014 года, решение Ленинского районного суда г. Астрахани от 25 сентября 2014 года изменить, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> рублей.

В остальной части указанные судебные решения оставить без изменения, надзорную жалобу представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Астрахани "Средняя общеобразовательная школа N 39" - К. - без удовлетворения.

И.о. председателя

Астраханского областного суда

Т.Ф.СНАТКИНА